У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

synthforum.ru

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » synthforum.ru » Теория » Основы гармонии и теории музыки


Основы гармонии и теории музыки

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

1.1. Элементарная теория музыки

В результате колебания какого-нибудь упругого тела, например струны, металлического листа, деревянной пластины и т. п., возникает волнообразное распространение продольных колебаний воздушной среды, которые называются звуковыми волнами. Звуковые волны распространяются во всех направлениях и с одинаковой скоростью. Эти звуковые волны (колебания) улавливаются нашим слуховым аппаратом и передаются по нервной системе в головной мозг, возбуждая ощущения звука.

Человек воспринимает достаточно большой звуковой спектр. Этот спектр можно разделить на два вида: звуки шумовой природы и музыкальные звуки, хотя это разделение несколько условно, т. к. в современной музыке равноправно используются и те и другие.

Характер звука определяется четырьмя основными свойствами: высота, громкость, тембр, длительность.

Высота звука зависит от частоты колеблющегося тела (источника звука): чем чаще колебания, тем выше звук, и наоборот. Громкость зависит от размаха колебательных движений источника звука: чем больше размах колебаний (амплитуда), тем громче звук, и наоборот.

Длительность звука зависит от продолжительности колебаний источника.

Тембром называется качественная характеристика звука, т. е. его окраска. Именно благодаря этой характеристике мы различаем огромное количество музыкальных инструментов, голоса и даже шумовые звуки. Тембр звука зависит от наличия в нем "частичных" тонов или, иначе говоря, обертонов (гармоник), а также от их соотношения по громкости и присутствию или отсутствию в спектре звучания основного тона.

1.2. Система обертонов (гармоник)

Форма звуковой волны имеет достаточно сложную структуру, т. к. колеблющееся (звучащее) тело вибрирует не только по всей длине, но и всеми частями, что и генерирует дополнительные звуковые волны, суммирующиеся с основной волной. Эти дополнительные волны (гармоники) отличаются от

основной волны (основного тона) частотой колебания, иначе говоря, высотой звука. Гармоники по частоте всегда выше основного тона.

Если принять за единицу частоту основного тона, то числа колебаний гармоник будут выражаться рядом простых чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 и т. д. Этот ряд звуков, образованных обертонами основного тона, называется натуральным звукорядом. И если принять за основной тон звук до большой октавы, мы получим следующий ряд звуков (рис. 1.1).

http://uploads.ru/i/T/h/g/ThgYa.gif

Рис. 1.1. Натуральный звукоряд

0

2

1.3. Звукоряд, музыкальный строй

Ряд звуков, находящихся между собой в определенных звуковых соотношениях, называется звукорядом, а каждый звук в отдельности — ступенью звукоряда. В музыкальной практике, в основном, используются 88 звуков, различаемых по высоте. Частотные характеристики этих звуков лежат в диапазоне от 16 до 5000 Гц, что соответствует на фортепиано диапазону от ля субконтроктавы до ре пятой октавы. Основным ступеням звукоряда присвоены семь самостоятельных названий: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, и они соответствуют белым клавишам на фортепиано. Эти семь основных звуков периодически повторяются, охватывая весь звукоряд, связано это с тем, что каждый восьмой звук повторяет первый, но на удвоенной частоте, т. е. соответствует первой гармонике и полностью с ним сливается. Часть звукоряда, в состав которой входят все семь основных ступеней, — называется октавой. Названия октав снизу вверх: Субконтроктава, Контроктава, Большая октава, Малая октава, Первая октава, Вторая октава, Третья октава, Четвертая октава, Пятая октава.

Современный музыкальный строй выстраивается от ноты Ля первой октавы, настроенной на частоту 440 Гц.

Каждая октава делится на 12 равных частей, называемых полутонами. Такой строй называется темперированным. Полутон является самым узким расстоянием между двумя соседними звуками музыкального звукоряда. Расстояние, образованное двумя полутонами, называется целым тоном.

Каждая основная ступень может быть повышена или понижена. Вновь полученные ступени называются производными ступенями.

Именно поэтому названия производных ступеней происходят от основных ступеней. Повышение основной ступени на полтона называется диез и обозначается #, понижение — бемоль (обозначение — Ь). Например: До-диез, Си-бемоль и т. д. Возможно повышение и понижение основных ступеней на два полутона, производные ступени будут обозначаться как дубль-диез-х, или дубль-бемоль-bb соответственно. Процесс повышения или понижения основных ступеней называется альтерацией. Бекар — еще один знак альтерации, который означает отмену действия предыдущего знака альтерации. Знаки альтерации могут быть случайными и ключевыми. Случайные знаки пишутся непосредственно перед нотой и действуют только на данный звук на протяжении одного такта. Ключевые знаки выставляются справа от ключа и действуют на протяжении всего произведения или до их отмены.

Так как любая основная ступень может быть повышена или понижена, возникает ситуация, когда различно названные производные ступени будут иметь одну и ту же высоту. Равенство ступеней, имеющих одну высоту, но различающихся по названию и обозначению, называется энгармонизм. Например: До-диез и Ре-бемоль. Можно сказать, что эти звуки энгармонически равны.

0

3

1.4. Знаки нотного письма

Для обозначения звуков различной высоты применяются особые знаки — ноты. Ноты записываются на пяти линейках, которые называются нотный стан или нотоносец. Посредством начальной черты пять параллельных линеек объединяются в одну строку. Счет линеек ведется снизу вверх (рис. 1.2).

http://uploads.ru/i/r/Y/8/rY82d.gif

Рис. 1.2. Счет линеек

Ноты пишутся на нотном стане на линейках и между ними (рис. 1.3).

Кроме основных пяти линеек, применяются короткие, добавочные линии для отдельных нот. Счет добавочных линеек ведется: нижних -- вниз от нотного стана, верхних — вверх (рис. 1.4).

http://uploads.ru/i/U/6/a/U6aRu.gif

Рис. 1.3. Написание нот

http://uploads.ru/i/n/W/H/nWHXe.gif

Рис. 1.4. Написание нот на добавочных линейках

Для обозначения различных длительностей звуков к ноте прибавляются вертикальная палочка (штиль) и горизонтальные "хвостики" или линии для группировки звуков одинаковой длительности (рис. 1.5).

http://uploads.ru/i/p/O/f/pOfQu.gif

Рис. 1.5. Написание штилей

При написании нот различной длительности и высоты существует правило написания штилей — до третьей линейки нотного стана штили пишутся вниз, от третьей линейки — вверх.

Кроме основных длительностей, в нотном письме применяются знаки, увеличивающие длительность:

точка — ставится справа от ноты и увеличивает ее длительность на половину;
две точки — увеличивают длительность ноты на половину и еще на четверть;
лига — вогнутая линия, связывающая рядом стоящие звуки одной высоты, при этом продолжительность звучания будет равна сумме залигованных нот;
пауза — перерыв в звучании называется паузой, паузы имеют такие же длительности, как и ноты (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Паузы различной длительности
http://uploads.ru/i/3/g/v/3gvdV.gif

Для того чтобы закрепить за линиями и промежутками нотного стана определенную высоту звука, существуют ключи. В настоящее время применяются три основных ключа:

скрипичный ключ, или ключ соль (рис. 1.7) — означает, что на второй линейке нотного стана пишется звук соль первой октавы;
басовый ключ, или ключ фа (рис. 1.8) — означает, что на четвертой линейке нотного стана пишется звук фа малой октавы;

http://uploads.ru/i/7/K/Y/7KY0I.gif

Рис. 1.7. Скрипичный ключ

http://uploads.ru/i/P/C/r/PCrja.gif

Рис. 1.8. Басовый ключ

ключи до (рис. 1.9) — означает, что на линии, попадающей на середину ключа, пишется звук до первой октавы. Этот ключ применяется гораздо реже, чем скрипичный и басовый, и предзначен, в основном, для того, чтобы уменьшить количество дополнительных линеек.

http://uploads.ru/i/7/n/4/7n4iB.gif

Рис.1.9. Ключи до

0

4

1.5. Метр. Ритм. Такт. Тактовый размер. Темп

Равномерное чередование сильных и слабых долей называется метр.

Сильная доля — это ударная доля или более громкая по отношению к слабой доле.

Существуют простые и сложные метры. Простые метры бывают двух видов: двухдольные и трехдольные. Двухдольный метр содержит одну сильную долю и одну слабую, трехдольный, размер — одну сильную и две слабые.

Сложные метры происходят от слияния простых, например если соединить двухдольный метр и трехдольный получится пятидольный и т. д. (рис. 1.10).

http://uploads.ru/i/H/y/t/HytJN.gif

Рис. 1.10. Сложный пятидольный метр

Расстояние от одной сильной доли до другой называется тактом и в нотном письме обозначается тактовой чертой, в дальнейшем границу такта (тактовую черту) мы будем обозначать значком "|". В случае со сложным метром вторая сильная доля считается относительно сильной.

Ритм образуется от деления сильных и слабых долей на равные или неравные части (рис. 1.11).

http://uploads.ru/i/t/h/H/thHaW.gif

Рис. 1.11. Различные ритмические рисунки

Тактовый размер обозначается двумя цифрами при ключе после знаков альтерации, одна над другой (рис. 1.12).

http://uploads.ru/i/x/W/w/xWwur.gif

Рис. 1.12. Тактовый размер

Верхняя цифра обозначает количество долей в такте, а нижняя — длительность каждой доли.

Синкопа — это смещение акцента (ударения) с сильной доли на слабую долю (рис. 1.13).

http://uploads.ru/i/2/4/s/24smt.gif

Рис. 1.13. Синкопа

Темп — скорость движения в музыке. Он является в музыке одним из средств выразительности, зависит от содержания музыкального произведения и его эмоциональной направленности. Для определения темпа и его изменений применяются специальные термины (в основном, на итальянском языке) или цифровое обозначение метронома, т. е. сколько долей должно прозвучать в минуту (рис. 1.14).
http://uploads.ru/i/m/f/H/mfHXO.gif

Медленные темпы:

Largo — широко;
Lento — протяжно;
Adagio — медленно;
Grave — тяжело.

Рис. 1.14. Обозначение темпа

Умеренные темпы:

Andante — спокойно, не спеша;
Andantino — подвижнее;
Moderate — умеренно;
Sostenuto — сдержанно;
Allegretto — оживленно;
Allegro moderate — умеренно скоро.
Быстрые темпы:

Allegro — скоро;
Vivo — живо;
Vivace — живее;
Presto — быстро;
Prestissimo — очень быстро.
Для уточнения оттенков движения при отклонении от основного темпа применяются дополнительные обозначения:

molto — очень;
assai — весьма;
con moto — с подвижностью;
commodo — удобно;
поп troppo — не слишком;
поп tanto — не столь;
sernpre — все время;
meno mosso — менее подвижно;
piu mosso — более-подвижно;
ritenuto — сдерживая;
ritardando — запаздывая;
allargando — расширяя;
rallertando — замедляя;
accelerando, stingendo — ускоряя;
animando — воодушевляясь;
stretto — сжимая;
a tempo — в темпе;
tempo primo — первоначальный темп.

продолжение следует

0

Похожие темы


Вы здесь » synthforum.ru » Теория » Основы гармонии и теории музыки


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно